Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • Хазин о банковском кризисе: максимальная осторожность и предельная бдительность

Хазин о банковском кризисе: максимальная осторожность и предельная бдительность

Категория — Новости политики
Опубликовано 2 октября 2017

Известный российский экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин поделился своим мнением о том, что нас ожидает в банковской сфере.

- Михаил Леонидович, как вы считаете, на фоне громких событий в банковской сфере – лишении лицензии банка "Югра", санаций "Открытия" и "Бинбанка" – можно ли говорит о начале "огосударствливания" банковского сектора? Стоит ли нам ждать, что через несколько лет вся банковская сфера будет состоять из одного-двух государственных банков, а значит – полное отсутствие конкуренции? И чего ожидать в этой ситуации обычному гражданину, который каждый день читает новости о том, что экономика наконец-то вышла из рецессии, а на практике он видит проблемы в банках и рост цен в магазинах?

– Если говорить о стратегии ЦБ, то стратегии мы не знаем. Более того, мы не знаем, существует ли она вообще. Про правительство мы знаем точно – у правительства никакой программы нет, ни долгосрочной, ни среднесрочной. В этом смысле я склонен считать, что и у Центрального банка никакой стратегии, в смысле желаемого результата, нет. Абсолютно очевидно, что Центробанк хочет резко сократить количество банков, видимо, для того, чтобы облегчить свою работу. Но с точки зрения государственного функционала – что эти банки должны делать, для чего они существуют и т.д. – никакого внятного понимания у ЦБ нет.

Одно ясно – Центральный банк сейчас очень активно ликвидирует какое-то количество банков, про которых понятно, что они в любую секунду могут рухнуть.

Однако абсолютно очевидно, что сами по себе проблемы этих банков возникли в результате коррупционных отношений между Центробанком и их владельцами, ибо любой опытный аудитор, посмотрев кредитное досье банка, с очень высокой точностью скажет, где кредит настоящий, а где выводится капитал, и, соответственно, каково реальное состояние банка.

В этой ситуации то, что эти банки не закрыли еще много лет назад, означает только одно: проверяющие инстанции и их руководители в Центробанке получали взятки за то, что закрывали глаза на вывод капитала. Но если предположить, что руководство Центробанка знает, что нас ждут серьезные потрясения в финансовой сфере, например обвалы финансовых американских рынков, то в этом случае они явно пытаются растянуть во времени все банкротства, потому что если бы они все произошли одновременно (а они бы произошли точно, если бы рухнули финансовые рынки), то в этом случае это был бы коллапс всей финансовой системы.

Но вместе с тем Центральный банк, ликвидируя малые и средние банки, особенно в регионах, совершает на самом деле страшную вещь – он ликвидирует региональный капитал. Дело в том, что региональный малый и средний бизнес никогда не будет финансироваться из Москвы. Просто потому, что когда куда-то приходят формальные бумаги, запросы на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса, то стандартный ответ – нет.

Это там на местах банкир знает владельца бизнеса, банкир знает какой-то бизнес, банкир знает, чем он обеспечен, какие могут быть неформальные механизмы влияния и т.д., и поэтому он знает точно: этого товарища кредитовать можно, потому что он никуда не денется. 

Как следствие, умирает малый и средний бизнес в регионах. А ведь, помимо всего прочего, это сфера оборота рубля, и это поступление налогов. У нас и так уже поступление налогов от малого и среднего бизнеса крайне низкое. И это во многом результат деятельности руководства Центробанка и правительства.

Кроме того, они настолько ужесточают сбор налогов, что та часть бизнеса, которая еще существует и которая не может не существовать, ибо еще имеются локальные потребности человека, так вот, она просто уходит в тень. И в результате картина следующая: подавляющую часть услуг оказывают за наличные. Да, предприниматели формально демонстрируют какую-то деятельность, грубо говоря, показывают двух клиентов, вместо тех десяти, которые у них есть в день. Закрывают ими аренду, закрывают еще что-то и все.

Это – результат неадекватной политики г-жи Набиуллиной. Центробанк скорее занимается составлением абстрактных инструкций, а потом их исполнением с точностью до коррупционных интересов, чем задумается о том (собственно, о чем он и должен задумываться), как он должен стимулировать экономику.

Что касается гражданина. Для гражданина нужно отдавать себе отчет. В условиях высокой инфляции банк – это ни в коем случае не способ сохранения своих денег, потому что они в этом банке обесцениваются. Гражданин должен понимать, что в том объеме, в котором имеется государственное страхование, на сегодня, по-моему, 1 миллион 400 тысяч рублей. Что бы ни случилось – ему эти деньги вернут. Поэтому, если у него денег больше чем 1 миллион 400, то хранить их нужно в разных банках, только следить, чтобы банк входил в систему страхования.

Но опять-таки нужно понимать, что в условиях инфляции эти деньги будут все равно обесцениваться.

– А откуда такая уверенность, и у вас в том числе, что агентство по страхованию вкладов –  это нечто незыблемое и гарантирующее возврат хотя бы этого 1 миллион 400? Сюрпризы от государства ведь никто не отменял…

– Потому что в этом случае Центробанк (даже если денег не хватит) напечатает и отдаст, потому что это тот случай, когда обратное чревато. Я не знаю, как там устроено законодательство, то есть если не отдадут, может ли человек подать в суд, чтобы ему от государства вернули деньги. Но у меня есть такое ощущение, что государство в лице Центробанка (поскольку именно он контролирует агентство по страхованию вкладов) пока будет это обязательство исполнять.

– А можно ли иметь дело с малыми банками?

– Для малого и среднего бизнеса других шансов нет. Как мы знаем, крупные банки малому бизнесу просто не открывают счета. Дело в том, что малый бизнес очень зависим от контрагентов. А современные системы – и налоговые, и банковские, они очень внимательно отслеживают всю систему контрагентов, и вы даже можете не знать, что ваши деньги, куда-то идя по цепочке, попадают в структуры, которые считаются налоговой или Центробанком подозрительными. В результате вам закрывают счета, вас выкидывают и более того, вас вносят в черные списки и в результате вам нигде не открывают счета.

По этой причине, разумеется, малому и среднему бизнесу можно и нужно работать с малыми банками. Потому что работать с крупными просто невозможно.

Для крупного банка малый бизнес — это скорее обуза, чем клиент. А для малых банков – нет. Малые банки очень ценят каждого клиента. В этой ситуации, конечно же, нужно продолжать работать с теми банками, которые вам ближе и понятнее, но при этом с учетом всех обстоятельств, которые имеют место – и экономического кризиса, и политики правительства, в части ужесточения сбора налогов, и политики Центробанка по ликвидации тех банков, которые ему не нравятся, необходимо проявлять максимальную бдительность. В том числе, например, не оставлять в банках на счетах большие суммы, если у вас нет уверенности, что с банком может что-нибудь случится, потому что юридические лица независимо от их размеров после крушения банков не получают практически ничего, то есть их деньги сгорают.

Одним словом – максимальная осторожность и предельная бдительность. 

Источник

Иркутская область (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.